Хедерлез (Хыдырлез) – весенний праздник, с древних времен отмечаемый многими тюркскими народами. Особенно широко на территории постсоветского пространства Хедерлез празднуют гагаузы и крымские татары. У гагаузов испокон веков этот праздник был связан с представлением о цикличном делении года на два сезона: от Хедерлез до осеннего праздника Касым – лето, от Касым до Хедерлез – зима. В Хедерлез, с появлением на лугах первой зелени, выгоняли скот на пастбища, а возвращали домой только к началу ноября – в Касым. Таким образом, два этих праздника, символизирующих начало и завершение скотоводческого и сельскохозяйственного года, были самыми значимыми для древних гагаузов.

В Хедерлез владельцы скота заключали договоры с пастухами и по этому случаю устраивали застолье. Обязательными атрибутами праздника было жертвоприношение животного (ягненка или барана, непременно мужского пола и без изъянов, что символизировало невинность жертвы, блюдо носило название «курбан»), а также специальный обрядовый хлеб, овечье молоко, брынза. В этот день устраивали различные состязания, главным из которых были скачки на лошадях. Этот древний обычай сохранился в Гагаузии до наших дней: каждую весну в небольшой молдавский город Чатыр-Лунга, знаменитый своей конефермой, съезжаются многочисленные гости, чтобы отпраздновать Хедерлез и посмотреть на конно-спортивные соревнования «Алтын ат» («Золотой конь»).

В древности составной частью праздника были также качания на качелях и различные молодежные развлечения. Женщины ранним утром собирали целебные травы, заваривали их и купались в этой воде: считалось, что такое  омовение принесет здоровье. В этот день соблюдали ритуальный запрет на некоторые занятия, связанные с острыми предметами: запрещалось шить и резать.

С принятием христианства Хедерлез совпал с Днем святого Георгия, который отмечают 6 мая. У некоторых народов святой Георгий считается покровителем не только воинов, но и домашнего скота и земледелия, хотя в жизнеописании святого отсутствуют факты, свидетельствующие о его связи с сельским хозяйством: как известно, Георгий был воином. Но так или иначе, древний языческий праздник слился с христианским и отмечается в один день. Значение и обрядность праздника Хедерлез у гагаузов и праздника в честь святого Георгия у народов Балкано-Карпатского региона во многом схожи.

Обряды, связанные с почитанием языческого божества, черты которого в христианстве вобрал в себя святой Георгий, а в мусульманстве – святой Хыдыр (Хызр), были широко распространены также у многих народов Малой и Средней Азии. Этимологически мусульманский термин Хедерлез обозначает «день пророка Ильи – день Хызыр Ильяса». Мифологический персонаж Хызр связан с водными источниками и выступает в качестве покровителя  тружеников, дарителя изобилия и удачи.

Хедерлез принято отмечать на природе: это и дань древним обычаям предков, и празднование весны именно там, где она ощущается наиболее полно – в окружении первой зелени и цветущих деревьев и лугов.

© 2018-2024. ГКУК «Севастопольский городской национально-культурный центр»
Яндекс.Метрика