Армянская культура с древнейших времен до наших дней отличается множеством уникальных национальных праздников Истоки их настолько глубоко укоренились в самосознании народа, что даже религиозные и политические изменения не слишком на них повлияли. И хотя отмечаются эти праздники как христианские и церковные, большинство из них восходит к дохристианским временам, сохраняя от язычества до наших дней свое исконное значение и смысл.

Ежегодно в воскресенье, ближайшее к 15 августа, отмечается древний армянский праздник с загадочным названием Хахохорнек. Армянская церковь отмечает этот день как Успение Пресвятой Богородицы, а в древнейшие времена Хахохорнек был праздником освящения винограда. В эти же дни, начиная с 11 августа, языческие предки армян отмечали Навасард – Новый год, который у всех древних народов был привязан к важнейшим событиям сельскохозяйственного года. Если учесть, что в Армении одной из главных сельскохозяйственных культур был и остается виноград, становится понятным значение и временнАя близость этих двух праздников.

К сожалению, сохранилось очень мало данных о том, как именно отмечали древние армяне день освящения винограда. Можно предположить, что это был большой и красивый праздник со множеством ритуальных обрядов, посвященных поклонению его сочным гроздьям. Есть виноград до праздника было нельзя – да и, скорее всего, до этого времени он просто не успевал созревать, не случайно ведь Хахохорнек приурочен к середине августа. Так что все знаковые события  в жизни наших предков носили вполне практический и закономерный характер.

С принятием христианства Хахахорнек слился с церковным праздником Успения Богородицы. Армянская церковь с глубоким уважением и почитанием относится к Богоматери, подчеркивая ее чистоту и смирение, а для армянской женщины Святая Дева – воплощение добродетельной и преданной матери, хранительницы семьи.

Успение Пресвятой Богородицы – четвертый из пяти великих праздников Армянской Церкви и самый старый из семи праздников, посвященных Богоматери.

Согласно преданию, Святая Дева после распятия Иисуса Христа жила в Иерусалиме под попечением евангелиста Иоанна. Около 12-и лет Богоматерь посещала могилу сына и непрерывно молилась. Во время одного из этих посещений ей явился архангел Гавриил и принес благую весть о ее успении на небеса. Богородица донесла эту весть своим родственникам и всем христианам, завещав, чтобы ее похоронили в Гефсимании. Незадолго до кончины Божьей Матери все апостолы собрались вместе в ее доме. Апостол Иоанн передал Богородице доску и попросил, чтобы она запечатлела на ней свой образ.

Богоматерь взяла доску, перекрестилась и положила на лицо, затем смочила слезами и попросила Бога, чтобы люди с помощью этой доски исцелялись от недугов и болезней. В третьем часу дня, когда апостолы окружили последнее ложе Богоматери, в ее комнате вдруг засиял яркий свет и сам Господь сошел с неба в окружении ангелов и принял душу своей Пресвятой Матери. Ее тело апостолы похоронили в пещере, закрыв вход в нее большим камнем.

Апостол Варфоломей, отсутствовавший на погребении, вернувшись в Иерусалим, пожелал в последний раз увидеть Богоматерь. Апостолы по его просьбе решили открыть вход в пещеру, чтобы тот смог поклониться телу усопшей. Когда они отвалили камень, увидели пещеру пустой. Апостолы, дабы утешить Варфоломея, отдали ему доску с запечатленным на ней образом Богоматери. Согласно св. Мовсесу Хоренци, первый просветитель Армении принес ее в Армению и поместил в местности, называемой Дарбноц в губернии Андзевацьяц, где позднее в честь Богоматери были основаны церковь и женский монастырь.

Что касается самого обряда освящения винограда, то он совершается после литургии в храме. Вечером накануне церемонии верующие приходили в церковь, чтобы в песнопениях провести ночь в стенах священного храма. Ранним утром, на восходе солнца, они готовились к празднеству: приносили в жертву животных, накрывали столы сладостями, фруктами и традиционной армянской выпечкой – гату, сопровождая все это песнями, танцами и веселыми играми. Главный символ праздника – виноград – можно было подавать к столу только после освящения.

Вместе с освящением винограда, который приносят в красивых корзинах или на блюдах, освящается и весь урожай на последующий год. Во время обряда Бога просят благословить виноградные косточки и сделать так, чтобы ягоды плода приносили людям душевное и физическое здоровье, позволяя искупить грехи. Также Бога просят благословить людей, приносящих виноград. Священнослужитель читает молитву, троекратно благословляет виноградную лозу, после чего плоды раздают прихожанам. Многие хранят их часть до следующего года – как символ изобилия и благополучия, или готовят из освященного винограда вино и также хранят до особого случая. В праздник принято также совершать паломничества к святым местам, которых очень много в Армении, и совершать «матах» – жертвоприношение мяса ягненка или барашка (обычай, явно дошедший до наших дней с языческих времен).

В этом году Хахохорнек и Успение Пресвятой Богородицы выпадают на воскресенье, 13 августа. Ассоциация национально-культурных обществ Севастополя и Севастопольский городской национально-культурный центр поздравляют представителей армянской диаспоры Севастополя с праздником и желают мира и процветания!  

По материалам открытых источников в Интернете.

© 2018-2024. ГКУК «Севастопольский городской национально-культурный центр»
Яндекс.Метрика